Тайминг в анимации

       

Остаточное движение


Одушевлять инертные части фигуры (например, сво­бодно висящие одежды, волосы, перо на шляпе, хвост животного) одновременно с движением самой фигуры - задача очень трудная. Такие части движутся по сво­им траекториям, законы инерции отражаются на них наиболее отчетливо. Мы называем это остаточным движением. Три фактора влияют на него:

1. Действие самого персонажа.

2.  Вес и гибкость инертных частей.

3.  Сопротивление воздуха.

Представим себе собаку с длинными мягкими уша­ми, свисающими вниз. Когда собака побежит, уши под действием инерции покоя и сопротивления воздуха бу­дут отставать, волнообразно изгибаясь вслед за качани­ем головы (рис. Л). Собака резко остановилась — те­перь уши продолжат движение, их концы занесет впе­реди головы. Возможно, самый активный момент дви­жения ушей наступит, когда собака уже неподвижна (рис. В). Так же независимо поведут себя складки оде­жды, свисающие с плеч персонажа. Для ощущения плавности важно дать платью продолжить движение в том направлении, в каком шла фигура перед тем, как персонаж остановился или повернул в сторону. Чем легче материал и чем шире его поверхность, тем замет­нее воздействие на него сопротивления воздуха. Тон­кая вуаль, например, будет почти полностью подчине­на воздушной среде, развеваясь вслед за фигурой и медленно опадая после ее остановки.

Чтобы добиться мягкого эластичного движения, важно прочувствовать перетекание веса тела с одного участка на другой.

A)  Упрощенная схема собачьего уха. Когда собака срывается с места, ухо в первый момент отстает.

B) Собака останавливается, ухо по инерции продолжает двигаться; и чем дальше от места крепления к голове, тем больше сказывается инерция.

С)   В колебании материи совмещаются вес и сопротивление воздуха, что придает текучесть предмету.



D) Движение конского хвоста.

E) Перо — предмет более пружинистый, чем приведенные выше.




А) Прыжок и остановка собаки. В положении 2 сжимаются передние ноги, в положении 4 задние. К 5 положению в состояние покоя приходят голова, передние ноги; хвост, уши и задние ноги продолжают движение.

B-F) Пять прыгающих шаров: ВС и Е движутся вместе,

D отстает на один кадр,

F на один кадр опережает.





Перекрывающее действие

В мультфильме часто используется прием наложения одного движения на другое. Мы называем это пере­крывающим действием.

Когда на экране танцуют несколько персонажей (для чего достаточно сделать одну фигуру и перерисовывать ее в разных местах), движение будет выглядеть живей, если кто-то из них станцует, чуть отставая или опере­жая других. Такая синкопичность снимает механич­ность, возникающую при абсолютной синхронности.

Вернемся к собаке, резко остановившей свой бег. Следует каскад мелких движений, наложенных одно на другое. Первыми затормозят передние лапы, затем их догонят задние; упершись всеми четырьмя конечностя­ми, собака сожмется в гармошку и выгнет наружу спи­ну, потом осядет, распластавшись по земле, и лишь по­сле этого остановится, примет конечную позу. Но дви­жение продолжается — еще качнутся уши, взмахнет не­сколько раз хвост, все наконец успокоится (см. рис. А, стр. 62)

Принцип перекрывающего действия основан на ес­тественных законах инерции и передачи сил, о которых говорилось ранее. В анимации эти законы выражены в гиперболической степени, это и делает рисованное движение убедительным.

G) Дрожание старого автомобиля можно разделить на 4 части. Капот и дверца рисуются на верхнем слое; колеса и крылья на втором; кузов и бампер на третьем и т.д. При этом каждый слой работает в своем ритме, что создает эффект перекрывающего движения.




Содержание раздела